Содержание

Предисловие

Социальная психология семьи
Зачем нужна семья? Функция семьи
Психология о современной семье: результаты исследований
Ответственность, власть, любовь
Нормальная семья
Типы семьи в европейской культуре
Языческая семья
Общехристианская модель семьи
Семья в русской православной культуре и культуре католицизма
Семейные отношения в католицизме и протестантизме
Сын и дочь
Семья в советской России: гибель и воскрешение
Семейные отношения — анализ творчества
Портрет семьи, или портрет психологических отношений
Анекдот как зеркало русской семьи
Интеллектуальное развитие детей в семье
Наследственность и среда
Стиль семейного воспитания и детский интеллект
Влияние социоэкономических факторов
Состав семьи и интеллектуальное развитие детей

Заключение


Типы семьи в европейской культуре

Общехристианская модель семьи

Ни одна мировая религия не отводит столь важное место семье в системе вероучения, как христианство. Можно определить само христианство как религию семьи.

Спаситель родился в настоящей земной семье, у него были, его кормили и воспитывали настоящие, земные отец и мать. Структура христианской семьи фиксирована триадой: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой. В Троице функции распределены своеобразно: Отец является творящим началом, Сын воспринимает влияние, идущее от Отца, Дух выполняет посреднические функции. Христос утверждал, что он лишь проводник воли Отца. Христос — богочеловек, и тем самым «ближе» к людям, нежели Бог Отец. О заступничестве перед Отцом небесным люди молят Христа, который является спасителем и защитником, Отец — суровый судия. Некоторые авторы считают, что в этом воплощается женское начало Христа.

На мой взгляд, заступническая роль Христа характерна для православия и объясняется его большей близостью к матери Богородице, нежели к Отцу в структуре идеальной семьи. Триаду, которая в христианстве олицетворяет семью, составляют Бог Сын, Бог Отец и Богородица. Богородица выполняет женскую функцию. О. Сергий Булгаков причислил Богородицу к одной из ипостасей Бога, построив Божественную Четверицу: Отец, Сын, Дух Святой и Богородица, за что и подвергся обвинениям в ереси.

Включение женского начала в состав христианской Троицы имеет глубокое основание. Дух на иврите — женского рода (Шехина, Шхна). В апокрифическом Евангелии от Филиппа есть такие строки: «Сын родился не от Духа, а от Отца, потому что не может женщина родить от женщины». Но можно и отождествить Дух Святой и Богородицу. Тогда он действительно будет «переходом» между Отцом и Сыном: Мария родила Мессию от Бога Отца. Церковники могут счесть это богохульством или ересью, но я пишу не богословский трактат. Таким образом, идеальная христианская семья включает Отца, Сына и Мать (Богородицу).

Но термин «Святое семейство» в христианстве относится совсем к другой семье. В состав ее входит Иосиф Обручник, Иисус Христос и Дева Мария. В христианстве произведено четкое разделение отца-воспитателя (Иосиф) и отца генетического и духовного (Бог Отец). Следовательно, христианское вероучение предписывает миру две модели семьи: идеальную, божественную и реальную, земную, нормальную. И казалось бы, у христианина есть возможность выбрать, какой модели следовать в жизни. Дело обстоит несколько сложнее. Рассмотрим систему отношений, характеризующих оба типа христианской семьи.

Идеальная, божественная семья строится на основе принципа власти: совмещения ответственности и доминирования. Главенствует тот, кто несет большую долю ответственности. Психологическая близость (афилиация) служит вторым параметром отношений, компенсирующим вектор доминирования (ответственности). Наиболее интересными и сложными являются отношения между Богом Отцом и Богом Сыном. Но прежде следует остановиться на более общем отношении между мужским и женским началами в христианстве. Как и во всех мировых религиях (мусульманство, буддизм), в христианстве мужское начало является главенствующим. Бог — всегда мужчина. Аналогично в буддизме и исламе: Будда и Аллах являются носителями мужских качеств. В иерархии потустороннего и посюстороннего мира всех мировых религий мужчины доминируют. Святые, пророки, бохдисат-вы — все мужчины. Особенно ярко доминирование мужчин видно в христианстве, поскольку Бог Отец, Христос и даже бесполые ангелы, серафимы и херувимы, грамматически мужского рода. Не лучше обстоит дело в преисподней: черти, дьявол, сатана, падший ангел (демон) — мужские образы, хотя и не самые привлекательные (исключение — демон в интерпретации М. Лермонтова и М. Врубеля).

В языческой мифологии среди нечистой силы равно были представлены оба пола, а иногда женский преобладал (русалки, бабы-яги, нимфы и пр.). Здесь антропоморфные боги могли иметь и мужской, и женский пол, а иногда и оба сразу (гермафродит). Самые древние религии характеризуются доминированием женского начала. По мнению большинства культурологов, историков религии, искусствоведов, причиной является матриархат. Поэтому вавилонская Астарта, аккадская Иштар, индийские богини Хала и Шакти, фригийская Кибела возглавляли пантеоны богов. Позже матриархальные религии сменились религиями «борьбы полов», где равно были представлены мужские и женские образы, но даже при номинальной ведущей роли мужского начала (Зевс олимпийский, например) божества-женщины противостояли мужской власти и зачастую одерживали победу (Ника — богиня победы — женского рода).

В мировых религиях эпохи патриархата власть в божественном и земном мире принадлежит божествам-мужчинам. Женщине отводится второстепенная роль. Мусульманство вообще равнодушно к женщине, поскольку Аллах не имеет антропоморфной природы, а следовательно, не рожден земной женщиной. Он первичен. Женщине в мусульманстве уготована лишь вспомогательная роль — услаждать сексом, пением и игрой на музыкальных инструментах правоверных мужчин в раю. Гурии прекрасны, но их так много, что они лишены индивидуальности. В этом смысле между христианством и мусульманством существует колоссальный разрыв: Дева Мария, хотя ей и отведена второстепенная роль, все же имеет имя, индивидуальность и причислена к Святому семейству, а гурии не имеют имени и индивидуальности. Для мусульманского бога и мужчины все женщины — прекрасные сексуальные партнерши на одно лицо, а отношение к ним психобиологическое, но не социально-психологическое. Мужчина один, женщин сколько угодно, а дети не в счет. В наличии доминирование мужчины над группой женщин, несущих ответственность за детей, о которых мужчина знать не хочет. Мальчики связаны с группой женщин психобиологической связью и потенциально готовы стать столь же доминантными отцами. Система отношений напряжена в высшей мере.

«В практике мусульманской церкви женщине вообще отводилось второстепенное место, ее положение было унизительным и страшным. Уже в Коране было сказано: "Мужья стоят над женами за то, что Аллах дал одним преимущество над другими". Эти преимущества превратили женщину практически в собственность. Она должна была всю свою жизнь проводить в гареме, носить паранджу, беспрекословно подчиняться мужу и не имела права на общественную жизнь. Практика многоженства и право на развод только для мужчин в исламе приобретали иногда анекдотический характер. Так, один багдадский красильщик, умерший в возрасте 87 лет, последовательно женясь и разводясь, состоял в браке с 900 женщинами, т. е. в среднем каждый месяц имел новую жену...»1

В христианстве Дева Мария — единственная женщина, причастная к Божественной Троице. Правда у трона бога ее сопровождают двое мужчин — апостолы Петр и Павел, реже еще и Св. Анна.

В буддизме роль, аналогичную роли Девы Марии, выполняет Майя, родившая Будду.

Итак, женщины в патриархальных мировых религиях находятся в субдоминантном, подчиненном положении, причем положение Девы Марии не из худших.

Рассмотрим теперь отношения внутри божественного, идеального семейства. Наиболее сложна проблема отношений Бога Отца и Сына в православии и католицизме.

Общий для всех христианских конфессий Символ веры обязывает веровать в единого Бога. Бог триедин, то есть всегда и везде выступает в трех лицах (ипостасях): Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. В этом заключена сущность Божественной Троицы. Догматика не предполагает рассмотрение трех ипостасей божества как отдельных субъектов, подобная интерпретация считается ересью и преследуется. Таким образом, с позиций церковной догматики все последующее изложение есть либо ересь, либо невежество.

Бог отец считается творцом мира видимого и мира невидимого. К видимому миру принадлежат природа и человек, невидимый мир — ангелы. Богом-сыном считается Иисус Христос, рожденный в результате непорочного зачатия Девой Марией (земной женщиной) от Духа Святого, исходящего от Бога Отца (в католицизме и от Сына). В православии Бог Дух святой исходит от Бога Отца. Католицизм предложил принцип «филиокве» («и от сына»), но восточное христианство его не приняло и отвергает по сей день. Ортодоксальный католицизм также отстаивает триединство. Можно сказать (вульгаризируя отношения между субъектами Божественной Троицы): в православии Бог Отец доминантнее Бога Сына, в католицизме их позиции практически одинаковы. Вообще вся мистическая традиция как западного, так и восточного христианства, а также многочисленные ереси связаны с попытками разорвать единство трех ипостасей, установить отношения иерархии, соподчиненности их друг другу. Причем разрыв идет по пути поляризации измерения «божественное-человеческое» (вспомним принцип «филиокве»). В мистической традиции и в некоторых ересях Бог Отец лишается своей антропоморфности, а Богу Сыну приписываются человеческие черты, что приводит к иерархизации отношений между Отцом и Сыном. Логические основания такой интерпретации отношений между мужскими ипостасями Троицы, несомненно, присутствуют, и они проявились на самом раннем этапе становления христианства как мировой религии в спорах о двуединой богочеловеческой сущности Христа.

Особое значение имеет арианство. Несмотря на то, что оно было осуждено в 325 г. Никейским собором и преследовалось церковью, арианство широко распространилось в Европе XV—XVIII вв. (ереси антитринитариев, унитаристов, социниан и пр.). Предпосылкой арианства была патриархальная структура семьи, сложившаяся в обществе к началу Раннего Средневековья. Богословские споры лишь отражали реалии, существовавшие в культуре, а ереси только эксплицировали, проявляли те отношения, которые складывались в социуме между мужчинами, детьми и женщинами.

Александрийский священник Арий провозгласил, что Сын Божий является лишь подобием Бога. Он не наделен божественными свойствами от природы, а получил их от божества. Арий был осужден и изгнан за пределы Церкви. Его антиподами выступили монофизиты, которые, наоборот, не признавали человеческую природу Христа, а только божественную. В середине III в. было объявлено еретическим учение Оригена о субординациолизме. Ориген считал Сына ниже Отца, поскольку Сын является лишь его созданием.

Серьезным основанием для последователей иерархизации отношений Бога Отца и Бога Сына являлось то, что догмат о Троице установлен не священным писанием, а лишь апостольской традицией — священным преданием.

Особое значение отношениям Отца и Сына предавалось в различных протестантских учениях.

Майстер Экхарт различал Бога (Deus), состоящего из трех ипостасей-личностей, и божество (Deltas) — «основу» бога, но был объявлен еретиком. Позже получили распространение христианские концепции, отводившие доминантную роль Сыну.

Человеческие черты Бога поддерживал Мигель Сервст, уделявший внимание личностному отношению человека и Бога. Он различал Иисуса как вечное несогворенное начало и Христа — смертного человека, рожденного земной смертной женщиной.

Баптисты также сосредоточены на Иисусе Христе как единственном посреднике между Богом и людьми.

Большинство протестантских учений (исключения — кальвинизм, свидетели Иеговы и ряд менее значительных сект) отличается хрис-тоцентризмом, в противовес православию и католицизму, акцентируя человеческую природу Бога. Христос считается не столько вседержителем и чудотворцем, сколько моралистом, учителем, связанным с человеком непосредственной духовной нитью.

Иерархизация отношений между Богом Сыном и Богом Отцом проявляется в учении свидетелей Иеговы. Акцент на Ветхий Завет в их концепции приводит к тому, что Иегова считается единственным пер-вотворцом: он породил лишь Иисуса Христа. Остальной мир создан Христом. Христос не является всемогущим, не равен Отцу и на земле был всего лишь совершенным человеком, но не Богом. Иегова проявляет свою власть, которую он даровал Христу и некоторым другим людям через Дух Святой. Богоизбранные уполномочены представлять его на Земле. В этом отношении учение иеговистов наиболее отличается от учения католиков и протестантов, поскольку традиция христианства полагает, что богочеловек уже родился и воскрес, и новый Мессия, носитель божественной воли, не будет рожден земной женщиной.

Арианская ересь в разных модификациях была весьма распространена и оказалась очень живучей.

Первые императоры уверовали в учение пресвитера, что ежели Отец раньше, а Сын позже, то Сын «меньше» Отца. Началось преследование противников арианства. И хотя позже с помощью императора Феодосия православные победили ариан, учение Ария распространилось среди многочисленных германских племен (готов, вандалов, бургундцев и пр.). В арианстве отразилась модель микросоциума, сложившаяся в сознании германцев: главенство отца и подчиненное положение сына. Отрицание триединства Бога, разрыв ипостасей характеризует последующие ереси (алогов, монархиан, динамистов, адопциан, модалистов, савелиан): везде доминирующим членом Троицы, единственным Богом признается лишь Бог Отец, остальные ипостаси Троицы признаются лишь силами (dinameis) или формами (modus). Савелий, а вслед за ним Павел Самотский (ересь савелианиства) вообще отвергали миссию Христа и учили, что на кресте страдал сам Отец.

Константинопольский патриарх Несторий считал, что Христос не Бог, а человек и лишь прижизненно стал Мессией. Эфесский собор в 431 г. провозгласил анафему Несторию, но его учение передало мощнейшее течение в христианстве — несторианство, которое нашло прибежище на Востоке. Раз за разом христианские пастыри возвращались к рассмотрению проблемы отношения ипостасей божественной Троицы. На Никейском соборе был принят догмат о Боге Отце и Христе Сыне Божьем, но ничего не сказано о Духе Святом. Халкидонский собор (451 ) установил статью о Духе, постулируя «вопреки всем декларациям о единосущное™ и полном равенстве всех лиц Троицы, явное неравенство между ними: Дух существует не сам по себе и не в единстве с другими лицами Троицы, он исходит из одного из них, а с другой стороны, Сын оказывается не равным Отцу, ибо от него не исходит Дух»1.

Важно то, что в христианстве Отец несет ответственность за Сына: посылает его в мир, поручая определенную миссию, и берет на небо (воскресение) после выполнения им божественной воли. Тем самым отношения ответственности и доминирования в идеальной, божественной семье, совпадают. Бог Отец не оставляет без внимания и Богородицу Деву Марию.

Более определена система отношений Бога Отца и Бога Сына с Богородицей.

Отношение к женщине в христианстве в целом рассмотрено в этом разделе ранее. Оно достаточно противоречиво: женщина явно занимает субдоминантную позицию по отношению к обоим мужчинам (Отец и Сын), но, с другой стороны, причастна к ним. Кроме того, отношение к женщине обусловлено и тем, что она согласно Ветхому Завету — причина грехопадения мужчины. Это ветхозаветное отношение к женщине как к источнику греха пронизывает мировосприятие многочисленных христианских авторов. Однако в Евангелии Дева Мария-Богородица является одним из главнейших персонажей (наряду с некоторыми другими, в частности, с грешницей, но Святой Марией Магдалиной). И образ ее очерчен весьма положительно, хотя поведение молодого Иисуса в отношении матери мало соответствует современному представлению о благодарном сыне.

Образ Марии — матери Иисуса Христа (она же Дева Мария, Богородица, Богоматерь, Мадонна и др.) наиболее важен для понимания структуры нормальной семьи, которая зафиксирована христианской догматикой и реализуется в христианской культуре. Марии было предназначено родить от Духа Святого сына-мессию, сохранив девственность. Иосиф Обручник, законный муж Марии, был несколько огорчен, когда беременность стала явной, и лишь из жалости не стал публично обвинять ее в нарушении супружеской верности. Богу Отцу пришлось прислать очередного ангела, чтобы убедить Иосифа в невинности его супруги (Матф. 1, 18-24). Метод возымел действие, и Иосиф занял свое место в структуре семьи — место, как сегодня сказали бы, трудолюбивого подкаблучника.

Отношения матери и сына были сложными, точнее, «векторными». Мария выступает заступницей перед Христом за всех людей, присутствует (физически или духовно) при всех важнейших событиях его земной страдальческой жизни.

Иисус же относится к матери более чем прохладно: сын отрекается от любви к матери во имя исполнения своей божественной миссии. Современный психолог заметил бы в этом явный эффект семейного воспитания по типу гиперпротекции («кумир семьи»). Действительно, земная семья Иисуса Христа строится по схеме, характерной для так называемой детоцентрической семьи: ребенок обладает исключительными качествами (или они ему приписываются) и призван, с точки зрения родителей, совершить великую миссию; мать чрезмерно любит ребенка; отец выполняет подчиненную роль, обеспечивая семью в поте лица своего и выполняя прихоти жены и сына.

Вместе с тем Мария наделяется чертами, сближающими ее с Богом Отцом и Богом Сыном.

При трактовке образа Марии особенно четко прослеживается расхождение православной и католической церкви в представлениях о месте женщины в структуре нормативной семьи. Представление о телесном вознесении Девы Марии на небо сформулировано только в католической догматике. Причем, хотя акт телесного вознесения Богородицы зафиксирован еще в раннехристианских апокрифах, официальное признание он получил лишь в 1950 г. В 1964 г. католическая церковь объявила Марию матерью церкви. Ей отведена роль Царицы Небесной. Более того, католической церковью в 1854 г. принят догмат о непорочном зачатии самой Девы Марии в браке ее родителей. Тем самым она полностью вовлечена в сферу святости, с нее снята общечеловеческая греховность.

Западная традиция наряду с подчеркиванием общехристианских представлений о Марии как о заступнице за всех людей (даже за грешников) выделяет как важнейшую ипостась образ прекрасной дамы, т. е. объект преклонения, влечения, сексуальная основа которого совершенно очевидна.

На Руси и вообще в православной культуре, как отмечает С. С. Аве-ринцев, центральное место занимает ипостась Марии-Богородицы, матери Христа, властной царицы или жалеющей матери. Особенно ярко этот образ проявляется в культуре допетровской России: «Богородица великая мать сыра земля еси» (Ф. Достоевский).

В русско-византийском искусстве акцентируется материнская сущность Марии в двух основных проявлениях: любящей матери (икона «Умиление») и строгой воспитательницы, Царицы Небесной («Оди-гитрия», т. е. «Путеводительница»).

«Западного наблюдателя поражают, например, различия в трактовке образа Богородицы в русской и западной иконографии: для католических стран начала века — это вечно несовершеннолетняя Мария, для России — это взрослая женщина, женщина-мать, Богоматерь. Обе символизируют любовь и нежность. Но образ Богоматери — заступницы перед богом, символ могущества, который напоминает образ Царицы Небесной, господствовавший в католической религии в Средние века, вплоть до Ренессанса, — кажется гораздо более сильным. Трудно представить себе, что такая мощная символика не отражала в определенной степени социальную реальность. Подчеркну, что в русской модели и символика женственности, и символика мужественности почти в равной мере полновластны. В то время как на Западе символика отцовства была явно доминирующей, преобладающей, а в символике женственности использовался, скорее, образ дочери, чем образ матери.»

Вместе с тем Богородица — при всем ее значении в христианском культе -- не может сама повлиять на ход земных и небесных дел: право решать и действовать остается за Богом Отцом. Ее земная задача — воспитание сына, который имеет божественную миссию. Ее роль в христианской мифологии — заступница за страждущих перед Богом. Она является посредницей между Богом и людьми, она ближе к людям, нежели ее сын Иисус Христос, поскольку в меньшей мере причастна божественной сущности, чем богочеловек. Вознесение Девы Марии на небеса является воздаянием за выполнение ею земной миссии со стороны Бога Отца. Однако все дела божественные вершит мужская власть. Великая нравственная сила, духовная красота и доброта Богородицы не могут воплотиться в самостоятельном деянии.

Следствием этого явилось подчиненное положение жены в идеальной христианской семье. Вместе с тем это подчиненное положение предполагает включение жены в сферу психологической близости (аффилиативной связи) с мужем и сыном, что и зафиксировано в Писании. Например, в Первом послании Петра сказано:

«Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова преображаемы были... Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощным сосудом, оказывая им честь как наследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах».

Жена из «зоны вражды», где ее помещало язычество, или «зоны пренебрежения», где ее помещает магометанство, переходит в «зону любви» психологического пространства отношений, характеризующих семью.

Эта связь отношений любви с отношением доминирования-подчинения в христианской семье просматривается весьма явно. В послании к Ефесянам Св. апостола Павла сказано:

«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела... Мужья, любите своихжен, каки Христос возлюбил Церковь и предал себя... Такдолжны мужья любить своих жен, как свои тела, любящий свою жену любит самого себя... Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя, а жена да боится своего мужа... Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость...»

Каким же образом разрешает христианство противоречие между представлениями о женщине как «сосуде греховном» и об объекте любви, носителе добра, заботы и милосердия? Только через установление отношений матери с сыном: до рождения сына она греховна, и в этом ограниченность христианства. Дева Мария потому заслуживает уважения, что родила Мессию!

В первом послании к Тимофею Святого апостола Павла эта мысль звучит наиболее отчетливо:

«Жена да учится безмолвию, со всякою покорностью; а учить жене не позволено, не властвовать мужем, а быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а позже Ева; и не Адам прельщен; но жена прельстивши впала в преступление, впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием».

Можно подвести некоторый итог. В идеальной христианской семье муж является субъектом власти (доминирования и ответственности), часть ответственности лежит и на жене (воспитание сына). Как это ни кощунственно с позиций богословия, но иерархия по шкале доминирования-подчинения такова: отец, сын, мать. По шкале ответственности иерархия иная: отец, мать, сын. И, наконец, психологическая близость (любовь) связывает всех членов семьи.

Правда, в разных вариантах христианства (католицизм, православие, протестантские вероисповедания) мера психологической эмоциональной близости между членами идеальной семьи различна. Можно заметить, что в канонической версии (учитывая поведение Иисуса Христа по отношению к матери) сын ближе к отцу, а мать ближе к сыну.

Порядок величины попарной эмоциональной близости в католицизме таков: отец-сын, мать-отец, сын-мать.

Совершенно иную картину идеальных семейных отношений дает текст Ветхого Завета: доминирование отца над матерью и доминирование родителей (отца и матери) как единой группы над детьми. Процитируем Писание:

«Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рожать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобой». Не менее суровые наставления даются сыновьям: «Почитай отца твоего и мать твою (чтобы тебе было хорошо), чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исход. 20). И более того: «Если у кого будет сын буйный и непокорный, не повинующийся голосу отца своего и голосу матери своей, и они наказывали его, но он не слушает их, то отец его и мать его пусть возьмут его и приведут его к старейшинам города своего и к воротам своего местопребывания... тогда все жители города его пусть побьют его камнями» (Второзаконие. 21 ).

Кроме идеальной божественной семьи христианство предлагает вариант земной нормальной семьи. Напомню, что слова «Святое семейство» характеризуют земную семью Иисуса Христа: его самого, приемного отца Иосифа, Деву Марию и (иногда) Св. Анну (мать Марии).

Христианство разделяет отца-воспитателя, несущего ответственность за жизнь, здоровье, образование и благосостояние семьи (в первую очередь ребенка), и отца генетического, духовного, функцию которого реализует Бог Отец.

Скромный плотник Иосиф, обрученный с Девой Марией, несет ответственность за семью, но отнюдь не доминирует в ней. Доминирует сын Иисус Христос. В образе Иосифа воплощено христианское отношение к ребенку: не как к своей собственности, а как к богоданному существу. Поскольку ребенок не мой, а Божий дар, то отец-воспитатель испытывает уважение и почтение к ребенку. Интересную мысль по этому поводу высказывает польский теолог о. Анджей Белат. Он полагает, что Иосиф является иконой Отца. Отличие иконы от образа состоит в том, что икона определяет настоящее лицо человека, ибо показывает его становление, которое должно стать целью всей человеческой жизни, Иосиф реализует мужскую любовь к ребенку, которая является более твердой и последовательной, теплой и сердечной, чем природная и непоследовательная любовь матери. Ребенок дан Богом Иосифу на хранение, это дар Божий, посему у Обручника нет права распоряжаться его душой, телом и судьбой, он обязан создать предпосылки выполнения ребенком миссии земной жизни, обеспечить ему душевный комфорт. Именно поэтому Иосиф спокоен и немногословен: покой отца обеспечивает спокойствие ребенка. Но все же подлинный отец — Бог, и хотя не надо бояться Бога, «поскольку Он Царь и Отец этого мира», разделение образа Отца на земного и небесного ведет к важным психологическим следствиям. Одно из них: разделение образов идеального отца и отца реального в психике ребенка и отсутствие идентификации с отцом-воспитателем. Согласно психологическим исследованиям, это ведет к повышенному уровню притязаний и является условием развития креативности, но чревато и невротическими нарушениями1.

Земная модель христианской семьи является классическим вариантом детоцентрической семьи. На шкале ответственности за семью члены ее располагаются в следующем порядке: Иосиф, Мария, Иисус (отец, мать, сын). На шкале доминирования (причастность божественной сущности) последовательность противоположная: Иисус, Мария, Иосиф. Психологически Мария ближе к Сыну, а Сын к матери, чем оба к отцу.

Иосиф Обручник покорно выполняет свое земное предназначение. Ребенок, рожденный Марией, сыграл свою великую роль. Что не скажешь о большинстве детей, воспитанных в детоцентрических семьях.

Христианство предлагает две нормативных модели семьи. Поскольку Мессия уже родился и выполнил свою земную миссию, второго Святого семейства не будет, и религия ориентирует верующих на патриархальный вариант семьи как идеал человеческих отношений. Западное и Восточное христианство дают два различных варианта этого идеала.



← Назад   |   Содержание   |   Вперед →

Реклама