Содержание

Предисловие

Социальная психология семьи
Зачем нужна семья? Функция семьи
Психология о современной семье: результаты исследований
Ответственность, власть, любовь
Нормальная семья
Типы семьи в европейской культуре
Языческая семья
Общехристианская модель семьи
Семья в русской православной культуре и культуре католицизма
Семейные отношения в католицизме и протестантизме
Сын и дочь
Семья в советской России: гибель и воскрешение
Семейные отношения — анализ творчества
Портрет семьи, или портрет психологических отношений
Анекдот как зеркало русской семьи
Интеллектуальное развитие детей в семье
Наследственность и среда
Стиль семейного воспитания и детский интеллект
Влияние социоэкономических факторов
Состав семьи и интеллектуальное развитие детей

Заключение


Интеллектуальное развитие детей в семье

Влияние социоэкономических факторов

Как это ни парадоксально, но и низкий и очень сильный социально-экономический статус семьи равно являются факторами риска при воспитании (или социализации) ребенка.

Как правило, нужда раньше, да и теперь сопряжена с многодетностью. О влиянии числа детей в семье на их развитие я расскажу в дальнейшем. Но фактор многодетности сам по себе влияет на социализацию. Детям, прежде всего, недостает элементарного внимания со стороны родителей. И отец, и мать настолько поглощены заботами о хлебе насущном, что им не до воспитания. И мал мала меньше бегают по дому и дворам и решают свои проблемы сами.

Практически все исследователи утверждают, что результаты исследований свидетельствуют о негативном влиянии большого числа детей в семье на их развитие.

Недостаток материнской заботы и отсутствие дисциплинирующего влияния отца крайне негативно сказывается на формировании личности.

Нужды и недостатки сами по себе являются травмирующими факторами. Нехватка жилплощади, беспорядок в помещении из-за скученности ведут к постоянным конфликтам. Дети из таких семей отстают в психическом развитии. Но стоит их поместить в нормальные условия, как они быстро нагоняют своих сверстников.

Если же дети продолжают длительно жить в условиях скученности, нищеты и культурной депривации, их интеллект неуклонно снижается по сравнению с врожденным уровнем. Об этом свидетельствуют результаты многочисленных исследований, проводимых в Западной Европе и Северной Америке. Г. Гетцер еще в 1937 г. установил, что школьники из семей с плохимиусловиями жизни на 1-2-м году отстают в своем интеллектуальном развитии от школьников из нормальных семей Она характеризует детей из семей бедноты как менее социально адаптированных, с неустойчивым эмоциональным отношением к братьям, сестрам и родителям.

Если семья занимает очень высокое положение в обществе, обладает собственностью и богатством, то деги попадают в весьма специфическую психологическую сигуацию.

Как правило, в таких семьях мать и отец мало уделяют внимания детям: время уходит на выполнение профессиональных и общественных обязанностей, а также на светские развлечения.

Дети также лишаются материнской заботы и отцовского авторитета, как и дети из неполных семей. Заботу о детях передоверяют многочисленным нянькам, гувернанткам и воспитателям, которые этим зарабатывают себе на жизнь, но мало вникают в психический мир ребенка. Хотя формальное образование начинается рано, внимание — в избытке, очень многое зависит от личностных отношений воспитателя и ребенка. Эгоцентризм, истеричность, эмоциональная холодность взрослеющего принца— следствие подобной системы отношений.

Если отец слишком занят общественной, научной или творческой работой и у него нет времени на ребенка, то следствия аналогичны.

Дело, которое гребуег всего человека, — не является ли оно оправданием равнодушия к своей семье и своим детям?

Угроза разрушения семьи появляется со стороны сверхбогатства. Подобные деструктивные признаки можно найти во многих семьях «новых> русских (они были у меня на консультациях). Судьба «маленьких принцев» и «принцесс» описана в многочисленных романах, мемуарах и т. д.

Отсутствие одного из родителей, аффективный развод, смерть близких — все эти факторы можно назвать факторами лишения и травмы. Сиротство и жестокое обращение взрослых с дегьми (в том числе со стороны огца и матери) не уходят из нашен жизни.

Нормальная полная семья превращается в редкость, в реликт среди всеобщего социального хаоса и распада.

Обращение к генетике поведения, к генетическим основам этики, интеллекта и просоциального поведения не случайно. Легче найти внешний инструмент, ключ или отмычку, чем обратить взор на себя и пытаться научиться жить и строить первичные отношения с близкими.

Семья — это социальное изобретение, как наука, юмор, автомат АКМ-74 или капиллярная авторучка. Со сложным «механизмом» (да простят меня психологи за такую метафору) семьи надо бережно обращаться — более бережно и заботливо, чем с личным автомобилем.

Тем более что в этом автомобиле почти каждый едет по пересеченной дороге, где нет ни дорожных знаков, ни ремонтных служб и автоинспекции и где каждый должен надеяться только на себя и своих близких (благо, если они не хватаются за руль в самый ответственный момент).



← Назад   |   Содержание   |   Вперед →

Реклама